Знаменитый трофей сменил владельца
Сегодня в португальской Виламоуре завершилась регата Marblehead Trophy 2020. Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, в регате приняли участие 15 команд из Испании, Турции, Германии, Франции, России, Швейцарии, Португалии и Нидерландов. За три гоночных дня было проведено 4 гонки с одним выбросом. Победу в ней одержал Педро Андраде (POR 9) представлявший клуб Clube Nautico de Tavira. На ближайший год он станет обладателем знаменитой чаши и определит место проведения следующего кубка. Второе место у команды Энди Бедсворта (TUR 1212), представлявшей B.A.Y.K Bodrum Offshore Sailing Club. Бронза у команды ROCKNROLLA Дмитрия Самохина (RUS 76), заявившейся от яхтенного порта Геркулес.
«Мы третьи в Marblehead Trophy 2020. На этот раз мы не смогли добиться успеха в защите трофея, который выиграли в прошлом году… Постараемся гоняться лучше, чтобы забрать его домой в следующий раз. Поздравляем команду @pandrade и Provezza с 1-м и 2-м местами. Огромное спасибо за Vilamoura Sailing и гоночному комитету, а также всем, кто участвовал в организации этого замечательного мероприятия!» – написал Дмитрий на своей странице в ФБ.
Напомним, что в прошлом году команда Самохина одержала победу на регате, проходившей в Санкт-Петербурге. В этом году ей предстояло защитить свой титул, но в связи с невозможностью проведения регаты в России из-за ремонтных работ в клубе, эстафету принял яхт-клуб Виламоуры.
Место было выбрано неслучайно – здесь со 2 по 7 ноября пройдет единственная в этом году регата 1 грейда – IDA Portuguese Grand Prix, а также финал европейского гран-при – European IDA Grand Prix Cup finals.
Полные результаты регаты 2020 года — http://vilamourasailing.sailti.com
История кубка
Марблхед Трофи (Marblhead Trophy), вне всякого сомнения – кубок необычный. Его история, начало которой было положено 91 год назад, до сих пор не изложена с достаточной полнотой, а некоторые ее страницы и вовсе остаются неизведанными.
Доподлинно известно, что этот парусный трофей – серебряная чаша – был учрежден в 1929 году в качестве главного приза парусной регаты, организованной в честь 300-летия американского города Марблхед, о чем свидетельствует дарственная (Deed of Gift), подписанная представителями администрации Марблхеда и капитаном порта. Кубок предназначался лучшей из иностранных яхт, участвовавших в этой регате. Предполагалось, что через год яхт-клуб, который представляла яхта-победитель, должен будет самостоятельно организовать серию гонок, в ходе которых будет определен новый обладатель трофея. И так далее…
Дарственная, как мы уже отметили, предусматривала, что учрежденный приз должен достаться иностранной яхте. Сделано это было с целью повышения известности Марблхеда – небольшого, по тому времени, городка в штате Массачусетс, расположенного к северу от Бостона. Участниками самой первой регаты стали яхты класса Sonder, построенные в Германии и в достаточно большом количестве представленные на восточном побережье США – на них проводились традиционные и популярные в начале XX в. американо-немецкие регаты.
По всей видимости, первыми обладателями Марблхед Трофи и стали немцы. В дальнейшем ничто не препятствовало американским яхтсменам бороться за возвращение кубка в родную гавань, однако нет никаких письменных свидетельств тому, чтобы кто-либо из них хотя бы попытался предпринять такую попытку. Вплоть до позапрошлого года, когда любительская команда из уже упомянутого Easten Yacht Club, по признанию рулевого Брюса Дайсона, «без шансов на победу», прилетела на гонки в Данию. Результат той регаты нам известен: победу в ней одержал Анатолий Логинов, и очередной Кубок уехал в Санкт-Петербург. Российский – не американский.
Итак, Марблхед Трофи сразу после своего возникновения «уплыл» в Европу, где и остается по сей день. В 30-е годы он, по всей вероятности, разыгрывался не регулярно и вскоре его следы были потеряны в Германии. Во всяком случае, американцы полагали, что с началом Второй мировой войны кубок был утрачен. Но оказалось, что это не так – серебряная чаша и сама регата сохранили себя, и с какого-то момента Марблхед Трофи был возобновлен. Дарственная, написанная учредителями Кубка в 1929 году, напрямую обязывала организаторов проводить регату на яхтах такого класса, который был бы привлекателен для иностранных участников. Поэтому с какого-то момента (точная дата — это еще одно белое пятно в его истории!) приз стал разыгрываться в набравшем к тому времени популярность классе «Дракон». Остается «драконьим» он и по сей день, отмечая свой почтенный, уже 91-летний возраст.