На гребне волны
Представляем вашему вниманию интервью с председателем международной ассоциации яхт класса «Дракон» (IDA) Василием Сенаторовым (RUS 34).
– Нынешний год – юбилейный. В какой форме «Дракон» подходит к своему 90-летию?
– Я думаю, что класс сейчас силен, как никогда за последние десять лет. Количество регат стремительно увеличилось. На крупные соревнования ездят гонщики топ-уровня, а также небольшое число любительских экипажей, которым хочется погоняться с профессионалами. И очень много локальных соревнований проводится в Германии, Франции, Голландии, Италии, в других странах. Для примера могу назвать Эстонию, где возродили национальный чемпионат.
В этом году мы впервые в качестве эксперимента проводим Европейский кубок – Гран-при, объединяющий четыре регаты первого грейда. В начале апреля прошли гонки в Каннах, в мае был Кашкайш – традиционно, приз короля Хуана Карлоса. Затем в июле состоялись соревнования в Кухлунгсборне. Последним этапом станет регата на Мальорке, в Пальме в начале ноября. И там же пройдет гранд-финал. В него выйдут двадцать лучших экипажей, причем определенное количество мест зарезервировано для любительских команд. На Гранд-финал отведено два дня. Он будет проводится по формуле, заимствованной у Stars Sailing Ligue. В итоге четыре лучшие команды разыграют Гран-при в гонках на короткой дистанции. Председателем гоночного комитета будет Нино Шмули – израильтянин, который в 2016 году был главным судьей на Олимпиаде в Рио.
– От главного судьи многое зависит…
– Да, и улучшение рейс-менеджмента – одна из тех задач, которые IDA пытается решить. Это не очень просто. Многие клубы выступают против приглашения квалифицированных судей со стороны, полагая, что могут справиться своими силами. Но, к сожалению, свои судьи хороши, когда гонки проводятся в хорошую погоду, а когда происходят какие-то катаклизмы, они иногда теряются. Поэтому группа активных гонщиков сделала некоторые взносы и у нас появилась возможность приглашать в качестве главных судей самых лучших специалистов.
Все это некоторые знаки обновления класса, которые привлекают все больше известных гонщиков. Например, пришел в «Дракон» австралиец Питер Гилмор – участник нескольких Кубков Америки, двукратный чемпион мира по матч-рейсу, дважды по версии ИСАФ был лучшим яхтсменом планеты. На 90-летие собирался приехать знаменитый олимпийский гонщик Роберт Шайт, но у него сейчас идет своя олимпийская кампания в лазере… Появился в нашем флоте Матеуш Кушнеревич, который месяц назад выиграл чемпионат мира в классе «Звездный», олимпийский чемпион. Одновременно с этим появляются молодые любительские экипажи, которые очень неплохо себя показывают.
Класс развивается волнами, и сейчас мы на подъеме. Для того, чтобы этот успех не был временным, мы большое внимание уделяем продвижению, популяризации. Например, все этапы Кубка снимала профессиональная команда одного из ведущих мировых медиа-агентств ICARUS Sports. Сюжеты каждый день выходили на 62 мировых каналах!
«Дракон» привлекателен для яхтсменов еще и тем, что это – по-настоящему демократичный класс яхт. Только на соревнованиях в «драконе» можно встретить такое сочетание известных гонщиков, представителей королевских семей, капитанов большого бизнеса и обычных яхтсменов. Нет никаких VIP-лож, VIP-залов, VIP-причалов. Этим мы отличаемся от многих других классов.
– На юбилейную регату приедет много яхтсменов?
– Да, мы ожидаем, что на старт выйдут около 160 команд. Регата будет проходить в Сан-Ремо. Президент яхт-клуба Сан-Ремо Джузеппе Цаоли только что участвовал в гонках Marblehead Trophy. Береговой программой юбилейной регаты заведует Татьяна Курбатова. Благодаря взносам и рекламным пожертвованиям, которые сделали некоторые члены Ассоциации мы сформировали бюджет, позволяющий провести регату на высоком уровне. Гонки пройдут на двух дистанциях. Будут определены золотой, серебряный и бронзовый флоты. Это будет настоящий парусный фестиваль, в котором победить, конечно, престижно, но главное – поучаствовать. Высокая активность со стороны российских экипажей – 12 команд едут туда.
– Как российские яхтсмены класса смотрятся на международном уровне?
– У нас два экипажа входят в пятерку лидеров мирового флота: Анатолий Логинов и Дмитрий Самохин. У них прекрасные профессиональные экипажи, в командах хорошее взаимопонимание. В этом году они уже заняли несколько призовых мест. Кроме того, хорошо складываются дела у Виктора Фогельсона, выступающего вместе с Олегом Хоперским. Неплохо гоняется Михаил Сенаторов, с которым мы постоянно соперничаем. Игорь Гойхберг иногда выстреливает… Что касается нашей команды, мы ставим перед собой задачу войти в ТОП-20 по итогам Европейского кубка.
Русский флот снискал к себе уважение. А те международные регаты, которые нам удалось провести в Петербурге, и на которые приезжали европейские яхтсмены, показали, что Россия может организовывать соревнования любого уровня. Как, например, чемпионат Европы 2016 года, который был признан гонщиками одним из лучших за все время их проведения.