История класса «Дракон» началась в 1928 году, когда совладелец небольшой верфи и уже известный конструктор Йохан Анкер решил принять участие в конкурсе Гетеборгского Королевского яхт-клуба. На конкурс требовалось представить проект недорогой «молодежной» яхты, на которой было бы удобно ходить по шхерам и фьордам.
Килевая яхта с бермудским вооружением, представленная норвежским конструктором была удивительно изящна. Длинные носовые и кормовые свесы делали ее элегантной и в то же время стремительной. В маленькой каюте было два спальных места, что без особого комфорта, но все же позволяло пуститься в автономное плавание.
Этот проект оказался настолько удачным, что стал победителем конкуса. Первая лодка была построена в 1929 на верфи Anker & Jensen.
О том, как яхта обрела имя «Дракон», спорят и поныне. Из множества версий наибольшим доверием пользуются две. Согласно первой, Йохан Анкер дал яхте это имя в честь кораблей викингов – знаменитых дракаров, которые древние мореходы украшали резными изображениями драконьих голов. Вторая версия утверждает, что во всем виноват случай. Когда проект поступил в штаб-квартиру Международного союза парусного спорта (IYRU), который, как и штаб-квартира нынешней Международной федерации парусного спорта (ISAF), находилась в Англии, фамилию Anker англичане перевели как anchor – «якорь», а в обратном переводе на норвежский «якорь» кем-то был записан как draggen. А потом те же англичане «поправили» draggen в dragon… Так появилось название лодки, а потом и целого класса яхт.
К 1933 году яхты Йохана Анкера завоевали популярность не только в Скандинавии, но и в Европе. В том числе они появились в водах Великобритании, считающейся законодательницей мод во всем, что касается паруса. Тогда же «Дракон» был признан международным классом.
«Дракон» покорял сердца яхтсменов не только внешним видом, но и простотой управления, скоростными качествами. Это был прирожденный гонщик, поэтому ничего удивительного нет в том, что в конце концов яхта избавилась от каюты и профессии «шхерный крейсер». Она была обречена на участие в регатах, острую спортивную борьбу и на то, чтобы стать монотипом. Первая гонка Золотого кубка «Драконов» состоялась в 1937 году.
Во время войны строительство Драконов было прекращено. Однако, после войны Дракон быстро возрождается.
С 1947 верфь по строительству Драконов открывается во Франции. В 1948 году в честной конкурентной борьбе «Дракон» вытеснил более дорогие 6-, 8- и 12-метровики с олимпийской акватории, получив статус олимпийского класса.
Дракон в СССР
«Дракон» – очень маневренная лодка, она хорошо слушается руля, очень хорошо реагирует на ветер – как только ветер прибывает, ты сразу чувствуешь, как она напряглась и устремилась вперед. А еще «Дракон» мореходная яхта, я в нее верю, если с ней обращаться хорошо, она всегда ответит добром. Да, я люблю «Дракон», и это такая любовь, которая просто… появилась, родилась, и ни на что другое уже и не смотришь.
Тамара Кудрявцева, ветеран класса «Дракон», ходит на своей лодке с 1964 года
Первые «Драконы» появились в СССР в начале 50-х. Страна намеревалась выйти на олимпийскую арену и побеждать на ней. Разумеется, и в парусе тоже. Поэтому внимание к «Дракону», как одному из самых популярных классов яхт, было объяснимо.
Появившись в Союзе, яхта Йохана Анкера вызвала настоящий фурор. Потому что она была по-настоящему красива. Ее совершенный корпус, легкий дифферент на корму, чуть заваленная в корму мачта вызывали восторг. Нравилось буквально все, какую-то особую привлекательность яхтсмены находили даже в начертании латинской буквы «D» на гроте, которую после номера судна дополняли буквы «SR» (Советская Россия).
Уже в 1952 году была налажено собственное производство «Драконов», и через несколько лет именно яхты этого класса стали основой флота многих яхт-клубов. За 20 лет в СССР было построено более 1000 «Драконов», и все они были востребованы. Даже когда лодка заканчивала «спортивную» карьеру, это не означало, что ее жизнь закончилась. «Драконы» переделывали в «крейсера», и природная мореходность позволяла яхтам успешно справляться со своей новой ролью. Да и Йохан Анкер задумывал «Дракон» именно как «шхерный крейсер»…
Класс развивался уверенно и успешно вплоть до 1972 года, когда «Дракон» был отстранен от Олимпийских игр. Постройка «Драконов» в СССР была тут же прекращена. Перспективные гонщики пересели на «перспективные», то есть олимпийские классы. Руководство перестало поддерживать организацию гонок неолимпийского класса. По яхт-клубам запылали костры из Драконов. Там, где руки не поднимались сжечь такую красоту, Драконов оставляли гнить под дождем и снегом. Почти в каждом яхт-клубе страны еще остались корпуса – скелеты гордых деревянных яхт.
К счастью, не все «Драконы» постигла такая печальная участь. Яхтсмены слишком любили эти красавицы-яхты, чтобы вот так просто и бестрепетно расстаться с ними. И все же многие думали, что класс обречен, что возрождение невозможно. Они ошиблись.
Возрождение
К началу 2000-х лодок, готовых выходить на воду остались единицы. Не допустить гибель Дракона, как класса, взялись энтузиасты Москвы и Санкт-Петербурга. Сергей Иванов (директор подмосковного яхт-клуба «Нептун») и Сергей Богданов (фотограф и дизайнер), чтобы иметь возможность собрать флот и гоняться на «Драконах», организовали московский «Дракон-клуб». 21 мая 2003 года — прошло первое собрание клуба. Одновременно с этим они взялись за реализацию проекта восстановления старых корпусов яхт «Дракон». К сезону 2002 года был отреставрирован и вооружен первый из них. Его можно было увидеть на дистанции Чемпионата Москвы на Пестовском водохранилище того года. В 2003 году заканчиваются работы над вторым корпусом. Яхты не просто ремонтируются – им возвращается первоначальный вид – только дерево и лак.
На первом Российском чемпионате в классе «Дракон» в 2003 году участвовали пять яхт. Дальше все шло по нарастающей. Через пять лет флот «Драконов» состоял из более чем полусотни яхт, чемпионаты стали ежегодными, была создана ассоциация. Это стало возможным благодаря яхтсменам яхт-клуба «Пирогово» – Александру Ежкову, Арнольду Штернбергу, Анатолию Карачинскому. Эти энтузиасты также были одержимы идеей возродить класс «Дракон» в России. Казалось, дело было заведомо проигрышное, но у них получилось!
Движение по возрождению класса было поддержано и питерскими яхтсменами. В 2006 году Игорем Фроловым, Сергеем Язиковым и Владимиром Логиновым была создана верфь West Project. Для строительства лодок была специально приобретена матрица «Дракона» у английской верфи Petticrows. К 2013 году верфью были построены семь лодок, которые сейчас составляют костяк современного флота «Драконов» Санкт-Петербурга.
Сегодня зарубежные яхтсмены из Германии, Швеции, Финляндии, Дании, Украины и даже Гонконга приезжают в Россию, чтобы на нашей воде сойтись в поединке с россиянами. В свою очередь российские «драконисты» участвуют во всех крупнейших международных регатах, являясь грозными соперниками иностранных яхтсменов и неизменными фаворитами соревнований.
На любых акваториях все чаще на парусах рядом с традиционной буквой «D» можно увидеть буквы «RUS». И это уже не возрождение, это жизнь.