Обращение президента СППС Владимира Любомирова
Уважаемые драконисты, на сайте СППС опубликовано обращение президента Санкт-Петербургского парусного союза Владимира Любомирова о создавшейся ситуации в ВФПС и путях ее решения. Приводим его здесь целиком:
Уважаемые друзья!
Спортсмены, тренеры, любители и профессионалы, представители яхтенной индустрии и яхтенные функционеры!
Обращаюсь к вам, так как считаю невозможным в преддверии конференции ВФПС допустить двусмысленность и недопонимание. Я убежден, что парусный мир не место для борьбы и интриг. Мы должны действовать во имя, а не вопреки.
На сегодняшний день я являюсь президентом Санкт-Петербургского парусного союза и ассоциации яхт класса Оптимист. При моем участии, как проектировщика, строителя и инвестора в Петербурге за 20 лет построены три новых марины и проектируются еще три. Разработаны и утверждены мастерпланы марин в Тальцах (Иркутская область), Лаишево (Татарстан) и идет разработка проекта марины в «Новой Анапе». Все эти проекты учитывают необходимость размещения баз парусного спорта и возможность проведения соревнований.
Создана Академия парусного спорта в Санкт-Петербурге и филиалы в Калининградской области и городе Воткинске.
Создан фонд поддержки исторического судостроения. Восстановлены более десятка исторических судов.
Созданы детские регаты «Оптимисты северной столицы», «Кубок ассоциации» в классе Оптимист, «Опти Оранж» в Валенсии (более пятисот участников из многих стран мира). В планах было использовать этот опыт и организовать подобную регату в России. Уверен мы это сделаем.
Я не занимался парусным спортом в детстве. Свое знакомство с морем начал в 17 лет, работая судосборщиком на Балтийском заводе. В 25 лет встал на доску и с тех пор парусный спорт является частью моей жизни.
Максимальное спортивное достижение в качестве рулевого — чемпион мира в классе RC44 в гонках флота и в матч-рейсе, 1 место на Rolex Swan Cup, 1 место на Maxi Yacht Rolex Cup, 1 место на регате Copa del Ray.
В Яхт-клубе Санкт-Петербурга при участии лучших российских и мировых специалистов создана система телеметрии для яхтенного спорта Fast Skipper. Система прежде всего направлена на спорт высших достижений и поможет спортсменам повышать свое мастерство. Система внедряется и уже бесплатно используется заинтересованными тренерами сборной.
В яхтинге больше всего люблю детский и молодежный спорт. Глаза ребят – высшая благодарность и ценность. Убежден, что детский и юношеский спорт является приоритетом.
Многие из вас знают меня лично, но, к сожалению, со многими я не знаком.
Не так давно ряд парусных активистов предложил мне избираться на пост президента ВФПС. Мой ответ. Я готов и считал бы честью быть избранным. Я дам согласие на участие в выборах 8 октября при поддержке от большинства из вас. Прошу в случае вашей поддержки моей кандидатуры на пост президента ВФПС направить соответствующее письмо на мою почту vladimir@lybomirov.com, а в случае официального выдвижения, на почту федерации в соответствии с регламентом. Заранее благодарен за любое решение. Готов ответить на ваши вопросы.
Мое решение баллотироваться вызвано глубоким чувством стыда, за то что происходит в нашей Федерации уже не первый год. Вспомните грязную борьбу С.Джиенбаева и В.Сенаторова на предыдущем цикле, сейчас идет борьба С.Джиенбаева с президиумом и исполнительным директором… Горько на это смотреть, ведь парус олицетворят собой радость, морскую культуру, честь, гордость за державу, стремление к спортивным достижениям и честную спортивную борьбу яхтсменов за пересечение финишной линии первым! Вместо этого мы имеем постоянную склоку и сплетни, желчные посты в различных соцсетях и главной моей задачей является исключить все это во имя развития нашего спорта. На примере Петербурга, нам все это удалось сделать и казалось бы явные враги в прошлом, сейчас обсуждают перспективы будущего и совместные планы работы. Это главное обещание — главная задача!
Я предполагаю, что в ближайшее время начнутся инсинуации о захвате власти, демонизация моего имени и тому подобные выступления в соц. сетях. Это все уже было. Было, когда мы создавали ассоциацию «Оптимистов», было когда бушевал скандал в Санкт-Петербургском Союзе, было когда выбирали Сергея и модерировал возмущение В. Сенаторов. Это нормальная реакция. Всегда одни и те же фамилии, имена вечной оппозиции. Да все мы разные и думаем по-разному. Это и есть двигатель прогресса. Скучное однообразие не порождает фейерверков и не играет гимнов! Кто-то опускается до грязных обвинений, кто-то молча делает свое дело. Главное каков результат. Мне не стыдно ни за «Оптимист» ни за Союз Питерский! И все успокоились страсти. Ну а для недовольных я всегда говорю, прежде чем критиковать и обвинять, оглянитесь, оцените, взвесьте свою роль, свои дела и приходите, заявляйте свои программы, показывайте ресурсы и главное свои дела, демонстрируйте свои успехи и достижения, свой опыт и знания, которыми хотите поделиться. Люди оценят и сделают свой выбор. Некрасиво использовать чужую трибуну, чтобы пиарить себя. Ну и главное обосновывать свои провалы действиями других, это не продуктивно и бессмысленно. За людей говорят их дела.
Ниже я приведу некоторые тезисы и оценки, которые станут основой для моей кандидатской программы и позволят вам решить – поддержать мое выдвижение или нет.
1. Оценка создавшейся в ВФПС ситуации
Считаю, что происходящие в руководстве федерации является совершенно недопустимым, позорящим нас и способствующим деградации парусного спорта в целом. Считаю, что ответственность лежит на всех причастных, но в особенности на бездействующем президенте, спрятавшимся за несовершенный устав, за обвинениями в узурпации власти исполнительным директором, а также в обвинении Президиума ВФПС в преднамеренной дискредитации его президентской власти и создании невозможности для него осуществлять свои уставные обязанности президента.
Также считаю ответственными и членов Президиума, которые в отсутствии явного лидера слишком долго давали этой ситуации развиваться. Считаю, что исполнительный директор превышал свои полномочия и позволил исполкому, по сути, наемным работникам, взять на себя слишком много функций и противопоставиться президенту.
Причины прежде всего в слабости вертикали власти. Президиум можно убедить, исполнительного директора можно уволить. Главное — воля и желание. Именно воли, желания и управленческого профессионализма критически недоставало нашей федерации на протяжении последних трех лет! Виноваты все. Президент и исполком должны уйти. Такое решение сделало бы им честь перед конференцией. Президиум должен быть избран и состоять только из реальных деятельных представителей нашего сообщества.
Я знаю, что «профессиональные оппозиционеры» готовятся сорвать конференцию и голосование, просто выйдя из зала и тем самым не обеспечить кворум в случае, если на их стороне не будет большинства. Все это поддерживается действующим президентом, который возвел в ранг сверхидеи свержение Президиума, борьбу с исполкомом, а по сути, пытается оправдать свою слабость и бездействие в течение нескольких лет.
Вина и на нас всех. Мы голосовали, мы избирали. Давайте в этот раз, когда на конференции кандидат выйдет на сцену, не будем устанавливать регламент, а дадим возможность каждому задать вопросы на любую тему — и про прошлое, и про настоящее, а главное про будущее. Пусть кандидаты ответят, что они сами сделали для паруса, а не предоставят отчеты о проведенных в последнее время встречах или поездках в регионы. Пусть будут убедительными и докажут свою дееспособность и обеспеченность ресурсами, а главное, не прячутся за общими высокопарными лозунгами, а приведут исчислимые показатели в качестве отчетов и целевые показатели в качестве планов.
Хотелось бы получить объяснение, почему деградируют южные регионы или почему на первенстве «оптимистов» Москва берет всего 4 лицензии? Или почему на Кубке России гонки отменяются при 20 узлах ветра, так как спортсмены-сборники не могут пройти дистанцию. Недавно где-то прочитал, что причина оказывается в том, что регионы плохо их готовят. Кто-то из тренеров сборной сморозил…
2. Как я вижу оргструктуру федерации
• Федерация должна строить свою работу на максимальном усилении роли региональных федераций;
• Членами федерации должны быть только юридические лица-коллективные члены, в первую очередь — региональные федерации, ассоциации классов и спортивные лиги, а также иные организации, осуществляющие свою деятельность в области парусного спорта на федеральном уровне;
• Физические лица должны вступать в региональные федерации, в том числе чтобы финансово поддержать местные федерации;
• Необходимо принять простой устав, определяющий жесткую вертикаль исполнительной власти президента;
• Президент должен назначать исполком и исполнительного директора, Президиум – утверждать;
• Президиум должен состоять из представителей округов (9 человек, включая новые территории) и председателя наблюдательного совета. Это 10 человек. Избранный президент может предложить или конференция может избрать дополнительно еще не более 3-5 человек. Но это должны быть всем известные активисты. Никаких случайных или что-то пообещавших, никакой необоснованной целесообразности.
3. Структура сборной
Тренерский состав, главный тренер должны быть реальными профессионалами с реальными тренерскими достижениями. Хватит игры в «голых королей», профанации и фарса и конечно той самой вездесущей «целесообразности».
Президент должен лично нести ответственность и отчитываться о работе сборной. Президент должен работать с планами, бюджетами и стратегией сборной. Лично нести ответственность за источники финансирования. Надоело из года в год слушать оправдания, что денег не хватает и тому подобное.
У меня была возможность за эти годы посмотреть, сравнить, увидеть разницу в работе и подходе наших функционеров сборной и ведущих мировых профессионалов. Я считаю, что каждый класс должен работать по своей программе с отдельным бюджетом и отчитываться должны именно тренеры классов. Главный тренер должен отчитываться за часы на воде, за количество упражнений сделанных каждым спортсменом за эти часы, а не рассказывать о том, как все хорошо и как прекрасно было провести время на воде в декабре…
Современная доктрина сборной должна быть сфокусирована на молодежке и иметь цельную программу подготовки к играм 2028 и 2032 годов. Именно такую программу необходимо обеспечить финансированием.
Я поговорил с ведущими спортсменами сборной. Многие готовы начать тренерскую работу и делиться своим опытом и знаниями с молодыми ребятами. У них есть условия и пожелания. Я готов обеспечить им все необходимые для этого условия.
4. Спорт высших достижений
Оценка сложившейся ситуации и выявление новых трендов говорит нам о том, что любая спортивная политика должна строится на идеологии и на долгосрочной стратегии. Какой образ победы для себя должна определить федерация, чтобы строить собственный план мероприятий?
Как я написал выше, главное сосредоточить фокус и максимум ресурсов на детском и юношеском спорте. Цельная программа на 5 лет и никакого самообмана. Системная работа. Мы в Петербурге смогли найти средства для такого подхода. Те же методы применим и на общероссийском уровне.
В этих условиях является ли честным ставить себе цель в завоевании медалей и в отсутствии ресурса идти к ней? Можно ли себя убеждать, что к этому можно прийти системно?
И если мы посмотрим честно и рационально, то дадим себе ответ: система не работает. Более того, оценивая сегодняшний уровень тренерского состава и базовый уровень спортсменов, среди которых на пальцах одной руки можно пересчитать атлетов, дотягивающихся до олимпийских лицензий, а по факту борющихся в лучшем случае во второй десятке или за попадание в золотой флот. Системных достижений нет со времен СССР, есть единичные выстрелы. Тем не менее, мы должны зарабатывать медали, ведь именно этот критерий декларирует государство. В этой связи, надо понимать и отдавать себе отчет в том, что такая «дорогая» медаль является особой честью для страны! Такой результат стоит многих других!
Прежде всего, мы не должны себя обманывать, нужно ставить реальные задачи с четким пониманием возможного финансирования! Уверен, что для нашей федерации рабочей должна стать доктрина на 10-15 лет вперед, когда мы ставим горизонт 2032-2036 годов и организовываем системную работу по массовости в олимпийских видах на уровне России с подзадачей нахождения самородков в более краткосрочной перспективе и обеспечению результата к 2028-2032 годам.
Это потребует и перераспределение средств, так как сегодня мы видим попытки сборной на недоресурсе приблизить единицы спортсменов к результату, при этом теряя массовую часть. А если вспомнить Стефанию Елфутину, то она именно порождение массовой культуры в виндсерфинге 90-х и нулевых. Вероятность «родить» звезду из массовости, при чисто вероятностном подходе, намного выше, чем в ситуации недофинансирования пытаться организовать системный подход к подготовке. У нас просто нет на это денег. Подход по выбору звезды из массы и дальнейшей ее подготовке в нашей ситуации более рационален, но при таком подходе масса спортсменов должна быть гораздо большей.
Мы должны добиться как минимум четырехсот спортсменов в каждом Федеральном округе на отборах в детском спорте (а это значит ротация должна включать от 3000 до 5000 спортсменов), они породят 100-200 юношеских спортсменов в этих же округах, таким образом мы должны получить 200-250 топовых спортсменов на чемпионате России.
Именно так мы сможем селектировать звезд и тратить деньги на спортсменов, которые будут бороться за медали. Не на 70 человек размазывать ресурсы, а на 10-15. Тогда при сегодняшнем финансировании возможно добиться результата.
Когда речь идет о спорте высших достижений, невнимательность и пренебрежение базовыми предпосылками для проведения соревнований является преступной и точно ведет к деградации, а не к прогрессу.
Поскольку не мы с вами определяем эти предпосылки, а природа, мы четко понимаем, где находятся места в нашей стране, в которых должны происходить основные спортивные мероприятия и ни в каких других. И если местный организатор испытывает трудности, мы должны ему помогать, а значит мероприятия топового уровня должны находиться полностью в управлении ВФПС и в принципе не должно быть парусных гонок в не соответствующих базовым условиям местах.
Обманывая себя, мы тратим огромное количество ресурсов впустую. Яркий пример, это неспособность российских спортсменов ходить в сильный ветер выше 20 узлов с хорошей волной. В то же время статистика проведения крупных соревнований показывает, что ветер в 15-30 узлов с волной от 1,5 метров являются наиболее вероятными условиями крупных отборов и статусных регат. Игнорируя этот факт и подменяя базовые предпосылки, мы конечно же следуем правилу «если другого нет, делаем что есть, но хотя бы что-то делаем», но в контексте подготовки, повышения уровня и селекции спортсменов такое правило не работает, поэтому нужна воля для определения базовых мест проведения с базовыми условиями и в этих же местах должны проводиться тренировочные лагеря сборной команды.
Важно понимать, что олимпийская база — это не яхт-клуб. Строительство такой спортивной базы и ее функционал намного проще. Мы все время пытаемся совместить эти два объекта и понятия, а они должны обладать принципиально разным функционалом. Такие базы нужны в каждом округе. Именно достижение договоренности о создании таких баз с федеральными и региональными властями является задачей ВФПС. Необходимо отметить, действующий президент провел большую работу в направлении по созданию таких баз в Краснодарском крае. Необходимо эту работу продолжить и ускорить.
Для примера, сегодня в Санкт-Петербурге налажена комплексная работа по подготовке детей, юношей и олимпийцев в парусных дисциплинах, объем финансирования спорта составляет порядка 200 миллионов рублей ежегодно. Это и частные, и государственные школы, а также деньги, выделяемые из городского бюджета. Эта работа системно проводится в течение пяти лет, и по итогам уже более 55% сборной России составляют петербургские яхтсмены (69 из 125 спортсменов сборной). К сожалению, отсутствие конкуренции с другими регионами не позволят эффективно растить топовых спортсменов. Но сами базы спорта и их работа четко прослеживается.
Появился опыт привлечения спортсменов сборной к гонкам килевых яхт, как профессионалов. Это дает им зарабатывать и жить, а главное оставаться в олимпийском цикле. При этом спортсмены приобретают дополнительный опыт и в конце концов становятся профессиональными инструкторами. В недавнем прошлом мы теряли спортсменов-олимпийцев для олимпизма из-за перехода их в профессиональный спорт, но опыт школы «Крестовский остров» показывает положительные результаты, Главное это желание, честность, внимательное и деликатное отношение к интересам спортсменов.
5. Профессиональный спорт
Сегодня мы оцениваем количество профессиональных спортсменов, занятых в командах или работающих инструкторами примерно в 400-600 человек.
Взаимодействие ВФПС с профессионалами должно строиться на привлечении этих профи на работу в качестве тренеров с одной стороны, а с другой, на их примере, повышении мотивации молодых спортсменов заниматься парусным спортом и зарабатывать звания.
Оценивая всю статистику, количество людей и яхт, промежуточной задачей видится систематизация информации, по примеру других ассоциаций и федераций, чтобы была сквозная связь от детей до профессионалов. ВФПС должна структурировать парусный спорт, поддерживать «перепись населения» любыми способами, через лицензии и членство. Нам необходима сквозная оценка — идентифицировать яхту и человека. В ВФПС всего 3000 членов, а в реальности занимаются десятки тысяч (серферы и кайтеры вообще не оценены). Без единой базы невозможно, так сделано в Союзе стрельбы или федерации конного спорта, в парусных федерациях других стран.
По сути, спортивная индустрия всегда является двигателем того или иного спорта. В России не существует яхтенной индустрии, как таковой, поэтому и нет импульса от бизнеса. Главную роль у нас выполняет государство. Так или иначе все, что за последние годы происходило в нашем спорте, связано с государством или с большими компаниями, связанными с государством. Естественные пути роста любого спорта, когда индустрия создает импульсы развития. У нас это не работает.
Итак, марин мало, индустрии нет, лодки не производятся, одежда не шьется и, как следствие, нет обратного импульса, поэтому спорт и не развивается.
Одна из перспектив исправления ситуации — это развитие яхтостроения.
Центры парусного спорта могут выполнять функцию профориентационных баз по подготовке мотивированных абитуриентов для военных гражданских и инженерных морских вузов. Необходимо направить усилия, чтобы морская индустрия взяла на себя основную функцию по созданию импульсов для развития парусного спорта.
Одной из основных задач ВФПС должно стать установление прочных связей с морской и речной инженерной и транспортной индустрией.
Важно поддерживать все профессиональные соревнования у нас в стране, считаю целесообразным проработать вопрос создания профессиональной лиги под эгидой ВФПС и с использованием скоростных и экстремальных классов яхт.
6. Любительский спорт
Крейсерские яхты и любительские швертботные классы составляют большую часть яхтенного мира. Разработка и создание правил национального обмера.
Усиление роли ВФПС и признания государством ВФПС, как авторизованного института на присвоение судоводительских квалификаций.
Лоббирование интересов ассоциаций любительских классов и региональных федераций, где большинство членов представляют именно любительские классы.
Гармонизация системы присвоения спортивных разрядов и званий для любительских классов.
7. Описание варианта доктрины для базового регионального центра парусной подготовки
Это про школу! Это то, что мы неплохо делаем в Питере.
Доктрина, описанная ниже, будет применяться только к швертботным классам составляющим основу политики классов ВФПС. В основе доктрины лежит широкая селекция на начальном этапе подготовки в классе Оптимист и фокусная и профессиональная работа в переходных и олимпийских классах на местах и на уровне сборной.
Оценка спортсменов на каждом этапе подготовки выполняется, как проверка потенциала спортсмена занять лидирующие места в международном флоте. Результатом такой работы является процесс, выявляющий лидеров в каждом из классов, которые могут и хотят работать как профессиональные спортсмены.
Важным аспектом доктрины является предпосылка о том, что спортсмен, лидирующий в классе Оптимист, с большей вероятностью будет лидером в переходных и олимпийских классах. В то же время спортсмен, который не смог лидировать в классе Оптимист с большой вероятностью не сможет побеждать и в дальнейшем.
Такой подход позволяет на раннем этапе произвести селекцию атлетов, которые потеряют время, занимаясь тем, в чем у них не получится достичь выдающихся результатов. Юноши и девушки направят свою деятельность в области, где смогут состоятся как профессионалы высоко уровня.
Доктрина направлена на достижение долгосрочных результатов за счет селекции спортсменов на значительном промежутке времени с последующим применением оптимального тренировочного режима к отобранным на предыдущих этапах спортсменам. Этот подход позволяет поднять средний уровень подготовки для спортсменов во всех классах независимо от индивидуальных особенностей тренеров, спортсменов и регионов, в которых проходит подготовка. При этом на начальном этапе внедрения доктрины некоторые ее пункты могут быть изменены по решению руководства региональных школ с учетом индивидуальных особенностей наиболее выдающихся тренеров и спортсменов.
Внедрение доктрины должно осуществляться с фокусом по трем направлениям:
1. Селекция спортсменов в классе Оптимист
Селекция спортсменов в классе Оптимист делится на 3 этапа:
• Поиск и привлечение кандидатов для зачисления. Отбор кандидатов нужно проводить в местах нахождения физически развитых детей — другие спортивные секции с более ранним временем начала занятий (гимнастика, хоккей, футбол и т.д). Кандидаты зачисляются в спортивную школу только после успешного выполнения критериев для зачисления (Подробнее см. пункт 5.1). Критерии составлены таким образом, чтобы отбирать кандидатов с наилучшей физической подготовкой, мотивацией заниматься спортом и твердым намерением родителей поддерживать спортсмена в его занятиях. Задачей данного этапа является отбор наилучших кандидатов для освоения программы спортивной подготовки по парусному спорту.
• Переход спортсменов из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы базового уровня (УТГ 1). Переход осуществляется на основе переводного экзамена. Переводной экзамен сдает каждый спортсмен после второго летнего сезона подготовки на начальном этапе. (см. подробнее п. 5.3). Экзамен подтверждает, что за два сезона подготовки спортсмен освоил базовые понятия теории, устройство и принципы настройки лодки и изучил навыки управления лодкой. Переход в группы УТГ 1 возможен только после успешной сдачи экзамена. Если на этапе НП основной задачей является освоение базовых навыков, то на этапе УТГ 1 подготовка проводится с целью участия и победы на соревнованиях регионального уровня.
• Подготовка спортсменов в Учебно-тренировочных группах. В группах УТГ 1 спортсмены должны освоить базовые понятия стратегии и тактики парусных гонок и получить опыт применения их на практике. Начиная с данного этапа, работа спортсмена оценивается на основе результатов его выступления на соревнованиях. Важно, чтобы результаты спортсмена соответствовали критериям, установленным для возраста спортсмена (см. подробнее п. 5.4). Переход из группы УТГ 1 в УТГ 2 осуществляется на основании результата спортсменов на всероссийских и региональных соревнованиях. УТГ 2 – это учебно-тренировочные группы продвинутого уровня. Целью подготовки на уровне УТГ 2 является попадание в Топ-30 на первенстве России.
Для перехода в следующий по возрасту класс спортсмен должен быть лидером в российском флоте класса Оптимист. Спортсмены, которые к 15-ти годам не смогли развить свой уровень до уровня золотого флота на регатах уровня первенства России или Кубка Ассоциации класса Оптимист должны быть отчислены и не допускаться к переходу в следующие классы.
2. Переходные классы.
К переходным (или международным) классам в контексте данного документа относятся: ILKA 4, ILKA 6 (юноши), 29-й, 420, Накра 15. Подготовка на этом уровне должна осуществляться тренерами соответствующей квалификации, подтвердивших квалификацию результатами своих спортсменов. В переходных классах для выступления на регатах и проведении тренировок должна использоваться матчасть «гоночного» уровня. Спортсмены регулярно должны проходить проверку физподготовки и выполнять промежуточные критерии по результатам в РФ. Успешным критерием является попадание в состав сборной команды города или региона. Спортсмен, который перевелся в переходные классы должен выполнить критерий на второй год после перехода или ранее (подробнее см. п. 6). Антропометрия спортсменов должна соответствовать требованиям класса. Все спортсмены, не соответствующие критериям должны быть отчислены.
3. Олимпийские классы.
К олимпийским классам в контексте данного документа относятся: ILKA 7, ILKA 6, 49-й, 49-й FX, 470, Накра 17.
Критерием успешности спортсмена в олимпийском классе является попадание в состав сборной команды города или региона. Спортсмены старше 23 лет должны попадать в сборную России. Со спортсменами, попадающими в Топ-20 мирового рейтинга ВФПС или региональная федерация должна заключать контракт о спортивной деятельности. Согласно контракту, спортсмены получают зарплату, соответствующую уровню их квалификации и уровню зарплатных ожиданий специалистов – выпускников вузов в стране. Также контракт регламентирует объем спортивной подготовки спортсмена, обязательства спортсмена перед федерацией и ожидаемые результаты, необходимые для продления контракта. Данный подход обеспечивает профессиональных подход к тренировочному и соревновательному процессу, необходимый для сохранения и достижения результатов на международном уровне.
4. Политика классов и численность спортсменов
Политика классов определяет список классов и целевое количество спортсменов в группах на каждом уровне подготовки. Также в политике классов отражены ожидаемые сроки нахождения спортсменов на уровне и основные критерии перехода спортсменов между уровнями.
5. Селекция в классе Оптимист
5.1 Отбор спортсменов в группы начальной подготовки класса Оптимист
Селекция в классе Оптимист начинается с отбора спортсменов возрастом 8-9 лет на основе сдачи нормативов ОФП, собеседования с ребенком и с родителями. Также необходимо наличие медицинской справки. Критерии для зачисления смотри в Приложении 1.
По итогам отбора формируются рейтинг на основе результатов испытаний. Лучшие по рейтингу спортсмены, успешно выполнившие критерии, зачисляется в школу при условии наличия свободных мест в группах НП класса Оптимист. Кандидаты, которые не выполнили критерии для зачисления или для которых не хватило свободных мест в бесплатных группах могут быть зачислены в платные группы начальной подготовки класса Оптимист при наличии свободных мест.
После поступления в группы Начальной подготовки спортсмен должен ежемесячно сдавать нормативы ОФП и тесты по теории, разработанные для спортсменов Начальной подготовки. В случае неуспешной сдачи нормативов по ОФП или теоретического теста два месяца подряд – спортсмен отчисляется или переводится в платные группы. Результаты теста по теории не учитываются 3 месяца с даты зачисления спортсмена.
5.2 О переходе из групп начальной подготовки первого года обучения в группы начальной подготовки второго года обучения
Из групп начальной подготовки первого года обучения в группы начальной подготовки второго года обучения переводятся спортсмены не старше 10 лет. Критерием для перевода является выполнение следующих критериев и сдача переводного экзамена:
Критерии:
• Посещение не менее 90% занятий (допускаются пропуски по уважительной причине или наличии медицинской справки);
• Сдача нормативов ОФП в соответствии с нормами золотого значка ГТО для текущего возраста спортсменов;
• Дисциплина.
Программа переводного экзамена:
• Тест по теории. Тест должен проходить в сентябре, включать возрастной коэффициент. В тест должен входить теоретическая часть, с опросом названий основных элементов вооружения лодки, курсов и галсов.
• Практический экзамен. В практический экзамен должны быть включены следующие элементы: вооружение лодки, отход от берега, восьмерка по буям, подход к берегу, разоружение.
В случае несоответствия критериям зачисления в группу начальной подготовки второго года обучения спортсмен отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или по решению руководства. Спортсмены из платных групп могут быть переведены на бесплатную форму подготовки в случае успешного выполнения критериев для перевода на второй год и при наличии мест в бесплатных группах начальной подготовки класса Оптимист.
5.3 О переходе из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы
Из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы переводятся спортсмены не старше 11 лет. Спортсмены переводятся после сдачи переводного экзамена. По итогам сдачи переводного экзамена формируется рейтинг. Зачисление спортсменов производится по наличию свободных мест в учебно-тренировочных группах по рейтингу. Период проведения экзамена — конец августа. Точные даты экзамена устанавливаются приказом, подписанным руководителем школы), а также возможен перевод спортсменов по представлению тренеров групп начальной подготовки и учебно-тренировочных досрочно, до проведения экзамена при согласовании данного перехода руководителем школы.
Спортсмены групп начальной подготовки второго года обучения сдают переводной экзамен в обязательном порядке. Спортсмены групп начальной подготовки первого года обучения допускаются до сдачи переводного экзамена по решению тренера.
В случае не сдачи переводного экзамена, а также в случае, если позиция спортсмена в рейтинге по итогам переводного экзамена ниже, чем количество свободных мест в учебно-тренировочных группах, спортсмен отчисляется или переводится в платные группы класса Оптимист при наличии свободных мест. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или по решению руководства.
Также спортсмены из платных групп класса Оптимист при попадании в рейтинг, который формируется по итогам переводного экзамена могут перейти в бесплатные группы УТГ 1.
Переводной экзамен из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы проводится в четыре этапа: этап 1 — тесты ОФП, этап 2 — тест по теории, этап 3 —вооружение яхты, этап 4 — упражнения на воде.
Экзамен проходит 2 дня. В первый день спортсмены сдают нормативы ОФП и тесты по теории, а во второй — вооружение лодки и упражнения на воде. Спортсмен должен пройти все 4 этапа в запланированные сроки.
По итогам экзамена формируется бальный рейтинг спортсменов. Зачисление осуществляется в зависимости от количества свободных мест в учебно-тренировочных группах в соответствии с рейтингом.
№ | Этап | Максимальное количество баллов |
---|---|---|
1 | ОФП | 5 |
2 | Теоретический тест | 5 |
3 | Вооружение яхты | 10 |
4 | Упражнения на воде | 20 |
Итого: | 40 |
5.4 О переходе на следующий год обучения в учебно-тренировочных группах класса «Оптимист»
Спортсмен учебно-тренировочных групп отчисляются, если в течение сезона не принимали участие в ключевых региональных регатах. Рейтинговые регаты утверждаются приказом руководителя школы перед началом гоночного сезона на домашней акватории. Допускается пропуск регаты по уважительной причине или по решению тренера. На основании результатов ключевых региональных регат формируется рейтинг спортсменов школы в классе «Оптимист». Худший результат в рейтинге идет на выброс.
Критерии для перевода:
• Успешная сдача тестирования по ОФП;
• Успешная сдача тестирования по ППГ;
• Для спортсменов до 11 лет — обязательно участие в ключевых региональных регатах;
• Для спортсменов младше 13 лет — попадание в Топ-48 рейтинга школы;
• Для спортсменов 13 лет и старше — спортсмены данного возраста должны пройти отбор на первенство России. Антропометрия спортсмена должна соответствовать требованиям успешных выступлений в классе Оптимист.
В случае, если спортсмен не соответствует критериям перехода на следующий год обучения, спортсмен отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или по решению руководства.
Спортсмены уровня УТГ 2 должны входить в Топ-18 рейтинга школы.
6. Переход из класса Оптимист в международные классы
Спортсмены класса Оптимист переходят в классы ILKA 4, 29-й, Накра 15.
Перевод спортсменов из класса Оптимист в переходные классы осуществляется при наличии 3-го взрослого разряда или выше, успешной сдачи ежемесячных тестов по ОФП и ППГ.
Для перевода спортсмена из класса Оптимист в международный класс его уровень должен соответствовать уровню спортсменов золотого флота на первенстве России.
Тренер переходного класса должен провести собеседование со спортсменом и подтвердить, что текущий психологический уровень готовности и антропометрия соответствует требованиям класса, в который переводится спортсмен.
5.5. Условия продолжения обучения спортсменов в международных классах
Для продолжения подготовки в переходных классах спортсмен должен выполнять следующие критерии:
— Спортсмены младше 16 лет — в течении 2-х отборочных циклов должен принимать участие во всех обязательных регатах, согласно утвержденному руководителем школы годового плана для данного класса. По истечении 2-го отборочного цикла, для перевода на следующий учебный год, спортсмен должен пройти отбор в сборную региона. Если спортсмен после 2-х отборочных циклов не отобрался в сборную региона и еще не достиг 16 летнего возраста – он отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или решению руководства.
— При смене спортсменом переходного класса (например, переход спортсмена из ILKA 4 в ILKA 6) он в течении 2-х отборочных циклов должен принимать участие во всех обязательных регатах, согласно утвержденному старшим тренером годового плана для данного класса. По истечении 2-го отборочного цикла, для перевода на следующий учебный год, спортсмен должен пройти отбор в сборную региона. Если спортсмен после 2-х отборочных циклов не отобрался в сборную региона – он отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или решению руководства.
— Спортсмен старше 16 лет должен быть членом сборной команды региона. Антропометрия спортсменов должна соответствовать требованиям класса, в котором выступает спортсмен. Сборная в переходных классах формируется только среди спортсменов до 19 лет. Спортсмены старше 19 лет не могут продолжить подготовку в переходных классах и должны перейти в олимпийский класс или отчислится из школы.
В случае, если спортсмен не соответствует критериям перехода на следующий год обучения — спортсмен отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или по решению руководства.
5.6. Условия продолжения обучения спортсменов в олимпийских классах
Для продолжения подготовки в олимпийских классах спортсмен должен выполнять следующие критерии:
— Спортсмены младше 19 лет — участие во всех регатах утвержденных, как отборочные и всех мероприятиях согласно годовому плану класса;
— Спортсмен олимпийского класса старше 19 лет должен входить в сборную региона;
— Спортсмены старше 23 лет должны входить в состав сборной команды России.
В случае, если спортсмен не соответствует критериям перехода на следующий год обучения, спортсмен отчисляется. Допускаются исключения для спортсменов по представлению тренера или по решению руководства.
5.7. Подготовка спортсменов в платных группах класса Оптимист
Подготовка спортсменов в платных группах осуществляется в классе Оптимист на уровне НП. Спортсмены могут быть набраны в платные группы при зачислении в школу или переведены из бесплатных групп в случае несоответствия установленным критериям. В платных группах спортсмен может продолжать подготовку до 15 лет включительно.
Спортсмены, занимающиеся в платных группах, проходят все промежуточные тестирования и участвуют в обязательных мероприятиях, установленных доктриной. Невыполнение критериев для спортсменов платной группы не влечет их отчисление из школы.
Спортсмены платных групп НП могут быть переведены в бесплатные группы уровня НП 2 или бесплатные группы УТГ 1 при успешном выполнении критериев перехода описанных в пункте 5.
6. Тренерский состав
В школе необходимо обеспечить достаточное количество тренерского состава в соответствии с политикой классов (см. пункт 4). Необходимо соблюдать нормирование по количеству спортсменов на одного тренера, чтобы обеспечить качественный уровень подготовки для спортсменов.
Важным аспектом внедрения доктрины является постоянное развитие и повышение квалификации тренеров школы. Повышение квалификации будет осуществляться за счет передачи опыта от более опытных тренеров школы начинающим тренерам и от лучших тренеров в мире – тренерам сборной России. В связи с этим важным критерием для оценки профессионального уровня тренера будет являться знание английского языка, как базы для изучения иностранных источников и получения опыта от зарубежных тренеров.
Также для реализации доктрины планируется в формате клиник привлекать к подготовке спортсменов иностранных тренеров, которые имеют опыт подготовки призеров соревнований уровня чемпионатов Европы и Мира.
Организация клиник имеет две цели:
— Получение спортсменами специфических знаний и оценка их уровня зарубежными специалистами;
— Передача опыта и подходов к тренировкам от лучших тренеров тренерам сборной России.
7. Прочие специалисты
В данном пункте перечисляются необходимые функции, которые должны быть внедрены внутри школы. Поиск данных специалистов и закрытие этих вакансий должны стать приоритетом после внедрения доктрины.
Технические специалисты:
— Содержание и ремонт спортивной матчасти;
— Содержание и ремонт катеров, автомобилей, телег;
— Осуществление транспортировки матчасти (водители).
Тренер по ОФП
Психолог
Спортивный врач
Зам. руководителя школы
Завуч по спортивной работе
Менеджер спортивной команды
Менеджер организации мероприятий
Начальник отдела кадров
HR менеджер
Специалист по ОТ
Руководитель школы
8. Материальное обеспечение спортсменов
Каждый спортсмен переходных и олимпийских классов должен быть обеспечен следующим набором материальных средств для обеспечения конкурентного тренировочного и соревновательного процесса:
— Корпуса лодок и рангоут не старше 5-ти лет;
— Комплект новых парусов в сезон;
— Комплект экипировки для занятия на воде.
Также каждому спортсмену переходных и олимпийских классов, выполняющему критерии из пункта 7 должно быть гарантировано обеспечение 650 часов на воде в год и выезды на все всероссийские соревнования и региональные соревнования.
8. Обеспечение материальной частью
Создание при федерации некоммерческой компании, как единого оператора поставок парусной матчасти в РФ. Некоммерческий подход. Сложилась ситуация когда спортсмены вынуждены покупать матчасть, по завышенным ценам, когда за заявляемую стоимость лодки в олимпийских классах, по факту можно купить две. Необходимо решить эту проблему.
9. Спортивное судостроение
Организация при федерации экспериментальной верфи спортивного судостроения, что позволит развивать программу импортозамещения не на основе попыток энтузиастов, а на основе четких программ финансирования. Некоммерческий проект.
До сих пор, подобные проекты не получали активного развития так как осуществлялись коммерческими компаниями. Без должного уровня маржинальности такие проекты успеха не имели. В настоящее время ЯКСПб разрабатывается проект такой верфи.
В завершении, повторюсь, я жду от вас любого мнения, замечаний и решения о поддержке моей кандидатуры. Прошу вас не отмалчиваться. Сегодня Россия — страна возможностей. Открыты двери и для нашего спорта. Ваша активная позиция и инициативы очень нужны. Даже если вы не поддержите меня, мои мысли и наш а работа, я уверен, будут полезны парусному спорту и станут новой ступенькой в будущее.
Спасибо за внимание и ваше время!
Владимир Любомиров