Интервью с председателем IDA Василием Сенаторовым
Беседовал Алексей Жиров
Разница во времени между Москвой и Санья (курорт на китайском острове Хайнань), где проходит ежегодная конференция Международной федерации парусного спорта (ISAF) – 5 часов. Сбой биоритмов и проживание в одной гостинице позволяет делать большой объем журналистской работы. Сегодня моим собеседником стал издатель журнала YACHT RUSSIA, член президиума ВФПС Василий Сенаторов. В Китай он прилетел вскоре после избрания его Президентом Международной ассоциации класса Дракон (IDA) и принимает участие в Конференции уже как лидер одного из самых уважаемых и традиционных семейств парусных яхт.
— Поздравляю Вас с избранием, Василий Юрьевич! Насколько мне известно, это первый в истории случай выборов россиянина на такой высокий пост.
— Спасибо, Алексей! Хочу сразу исправить ошибку, которая прошла в СМИ. Я не Президент класса, а Председатель. Как и в ISAF бессменным Президентом нашего класса является король греческий Константин. Это – почетная должность. А председатель (Chairman) — это руководитель исполнительного органа ассоциации, который состоит из трех вице-председателей, казначея и секретаря.
Но в любом случае спасибо! До сих пор, действительно, россиян на руководящем посту в таком или аналогичном по заслугам классе не было.
— А почему?
— Это долгая и сложная история. Парусный спорт – один из самых старых в современной истории. Конечно, парусом не занимались в Древней Греции и его не возрождал на Олимпийских Играх современности Пьер де Кубертен (хотя парусный спорт был включен в программу уже вторых Игр в 1900 г.). Он как спорт оформился в ХVIII веке, с возникновением первых яхт-клубов в Нидерландах и Англии. В России, кстати, Петр Первый основал почти 300 лет назад Невский флот, который тоже может считаться по некоторым признакам клубом, но пришел в негодность и перестал существовать после смерти императора. Это, к сожалению, вечная проблема Россия: что имеем, не храним…
Так вот, помнишь девиз «Британия – владычица морей»? Битва у мыса Трафальгар в 1805 году, в которой английская эскадра под руководством адмирала Горацио Нельсона разбила франко-испанский флот, положила начало вековой гегемонии англичан на море. И хотя времена с тех пор сильно изменились, традиции былого величия все еще сильны в умах и поступках жителей Великобритании, да и всех стран Содружества. Парусный спорт – один из столпов олимпийской политики Объединенного королевства. Им занимаются, его любят, яхтсменами гордятся. Мы же с тобой видели это наяву во время олимпийской регаты в Веймуте. На холме для зрителей собиралось до 9 тысяч человек с Юнион Джеками в руках.
И понятно, что англичане хотят не просто побеждать, но и активно влиять на развитие паруса в мире. ISAF находится в Саутгемптоне, многие ответственные посты там занимают выходцы из стран Содружества, а про аппарат и говорить нечего!
Поэтому и в нашем классе сильны соответствующие настроения. Тем более, что Дракон – не рядовой класс. На нем получали парусное образование члены королевской семьи. Принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский активно участвовали в гонках и даже были чемпионами Европы. Принцесса Анна тоже увлекалась Драконом. Она, кстати, патронировала чемпионат мира 2013 в Портленде, приезжала на регату.
Дракон вообще обладает неким мифическим притяжением для европейской аристократии. На нем ходили норвежский король Олаф, шведский Карл ХVI Густав, испанский Хуан-Карлос гонялся на нем на Олимпиаде, а Константин, будучи принцем, выиграл на Драконе Олимпийские игры 1960 года.
Наша ассоциация была основана в 1961 году в Лондоне, наконец.
Стоит ли продолжать, почему для некоторых ее уважаемых членов было так важно сохранить преемственность?
— И что же тогда помогло Вам стать Председателем? Почему вообще выдался такой шанс? В чем была Ваша мотивация?
— Здесь тоже в двух словах не ответишь. Вернемся опять к истории. Дракон был сконструирован норвежцем Йоханом Анкером в 1929 году по заказу яхт-клуба Гетеборга. Правление клуба, куда входили самые состоятельные промышленники и коммерсанты Западной Швеции, хотели сделать безопасную парусную лодку для обучения детей и семейных прогулок.
Проект удался и получил быстрое распространение в Европе до Второй мировой войны. Голландцы вспоминают, как в их оккупированной стране в начале сороковых их родители частенько устраивали гонки на Драконах, правда без спинакеров – ткань реквизировали немецкие войска для пошива парашютов.
Как бы там ни было, но после окончания войны Дракон, как один из наиболее популярных и распространенных классов был включен в программу Игр 1948 года в Лондоне. И сохранялся в программе Олимпиад до 1972 года. СССР стал участвовать в Играх с 1952 года – до этого Олимпийское движение считалось буржуазным и идеологически вредным. Естественно, что для воспитания яхтсменов требовалась матчасть. На верфях в Ленинграде и Таллине стали строится и Драконы. Всего же до конца олимпийской карьеры нашего класса были построены, по оценке, более 1500 лодок! На плаву в 1972 году в нашей стране было около 500 яхт! Советские яхтсмены принимали участие во всех Играх. Медалей, правда, не завоевали, но экипаж ЮрияАнисимова из Архангельска в 1970 году выиграл Чемпионат Европы. Так велика была конкуренция.
А после исключения Дракона из программы Игр в 1972 году (был заменен на более демократичный Солинг), в СССР началась вакханалия по уничтожению класса. Лодки стояли на балансе профсоюзных клубов, а деньги на подготовку в неолимпийски классах не выделялись, гонщики уходили в более перспективные. Единственный путь к приобретению новой матчасти состоял в списании старой. Вот и горели деревянные тогда лодки на кострах…
К счастью, все уничтожить не сумели. В Петербурге, например, до сих пор сохранился в приличном состоянии флот «классиков» — лодок постройки до 1972. Сохранились и традиции.
Поэтому, когда началось возрождение класса в начале века, было у кого учиться. А инициатива принадлежала уже новому поколению драконистов. Арнольд Штернберг, Александр Ежков, Сергей Маслов, Артем Кузнецов, Анатолий Карачинский, Михаил Сенаторов и многие другие московские яхтсмены открыли для себя эту изумительную по элегантности лодку. В экипажи были приглашены лучшие яхтсмены страны: Андрей Кирилюк, Олег Хоперский, Георгий Шайдуко, Максим Семерханов, Дмитрий Березкин и другие. Флот рос как снежный ком. В Пирогово не проходило выходных без гонок.
Не прошло и нескольких лет, как к нам присоединились Михаил Муратов, Ольга Вайт, Виктор Фогельсон, Анатолий Логинов, а потом и Дмитрий Самохин, Игорь Гойхберг, Леонид Алтухов, Александр Миронов…
Чемпионаты России стали проходить в Санкт-Петербурге, собирали до 35 только российских участников, к нам присоединились многие владельцы классических деревянных лодок.
За право участвовать в чемпионатах Европы и мира шли нешуточные баталии на зачетных регатах, мы заказывали и покупали новые лодки.
Возвращение россиян в международный Дракон было стремительным и успешным. Сочетание влюбленности владельцев – рулевых в свои яхты с мастерством профессиональных яхтсменов дало свои плоды очень быстро. Наши ребята начализанимать призовые места на престижных регатах, пришли победы. Анатолий Логинов два года подряд возглавлял международный рейтинг, выиграл Золотой Кубок в 2010 г. в Маарстранде.
Виктор Фогельсон был бронзовым призером ЧЕ в 2012 году в Австрии. В 2008 году на моей лодке I FEEL GOOD Максим Логутенко, Володя Крутских и мой старший сын Михаил стали Чемпионами Европы…
В 2013 году Андрей Кирилюк завоевал серебро на Чемпионате мира, в этом году Дмитрий Самохин повторил его успех на Мире и занял второе место на Золотом Кубке. А чемпионаты мира и Европы 2015 выиграл Евгений Браславец, Олимпийский чемпион Игр 1996 года.
Поэтому, когда в 2011 мне предложили занять место вице-председателя класса я воспринял это как признание роли и заслуг российского флота.
В Драконе сильны традиции, в том числе и избрания председателя, которое происходит раз в два года на ежегодном собрании класса. Максимальный срок, в течение которого можно возглавлять класс – четыре года. По всем законам жанра мне выпадало занять это место в 2015 году.
Вмешалась политика. События на Украине дали повод усомниться наиболее консервативной части флота в выборе россиянина. И тут уже я воспринял такой оборот личным вызовом.
— То есть Вас заело?
— Можно и так сказать. Но я бы смотрел на вещи шире. Как журналист я очень критичен ко многим процессам в России и мире. Но как гражданин своей страны я — не постесняюсь некоей пафосности — патриот. Люблю свою Родину, хотя и считаю, что она достойна лучшей доли. И когда по приказам начальников в разных странах СМИ начинают шабаш, работая над разрушением хрупкого доверия между Западом и Россией, я считаю своим личным долгом противостоять этим манипуляциям. Чтобы был мир и сотрудничали страны, должны прежде всего дружить люди. Я проработал 35 лет в международной журналистике и бизнесе и понимаю, о чем говорю. И тогда встает вопрос: если ты так думаешь, то кто, как не ты?
У меня вообще в сознании сильно чувство общественного. Мне всегда было интересно делать какие-то коллективные дела. Да и отсутствием активной жизненной позиции не страдал. В комсомоле, потом в партии. Когда учился в ГДР, меня на втором курсе избрали председателем Международного студенческого комитета Фрейбергской горной академии. Потом был секретарем объединенной партийной организации Олимпийского комитета СССР и журнала «Олимпийская панорама», в котором работал в 80-е года редактором по международному отделу. А в бизнесе уже больше 15 лет возглавляю ассоциацию предприятий своей индустрии.
— И как Вам удалось построить выборную компанию?
— Да очень просто. Я просто стал много общаться со своими приятелями-драконистами из самых разных стран, чтобы понимать, что волнует большинство яхтсменов. Ведь мои недоброжелатели не могли открыто сказать то, что обсуждали в кулуарах: мол, Сенаторова нельзя выбирать, потому что он – русский. Линию фронта они очертили по проблеме любителей и профессионалов в классе, объявив меня выразителем интересов профи.
Эта проблема стара, как сам спорт, в том числе и парусный. Споры то затихают, то разгораются в зависимости от конкретных обстоятельств. Основу пирамиды Дракона безусловно составляют клубные регаты, клубные гонщики, чистые любители. Но уже на национальном и региональном уровне экипажи усиливают профессионалы. В парусе таковыми считаются люди, работающие в парусной индустрии и получающие от этого доход. Причин для включения профессионалов несколько: во-первых, естественное желание любого, кто выступает в соревнованиях, — выиграть; во-вторых, поездки на международные регаты – это время. Трудно планировать календарь с экипажем из друзей или родственников. В-третьих, парусу можно и нужно учиться всю жизнь и у кого, как не у профессионалов? И так далее.
Но приход профессионалов, конечно, сужает шансы клубных гонщиков на успех. А молодые профи подвигают со своих мест стареющих. И бухтят в основном яхтсмены из этой категории.
Но Дракон – уникальный класс. В нем хорошие любители, а все российские шкиперы – любители, могут состязаться практически на равных с людьми, которые кроме паруса ничем не занимаются. Все дело в тренированности, нахоженности, слаженности экипажей. Я знаю множество примеров, когда звезды мирового паруса, спустившись из мировых высот в наш немного старомодный класс, не могли с наскоку выиграть регаты. Кстати, звезд и в Драконе хватает. Сюда пришли многие знаменитые гонщики, олимпийские чемпионы и чемпионы мира и Европы из других классов.
Так вот, мои собеседники из самых разных стран практически единогласно выступали за то, чтобы класс был единым, не поддерживали идеи разделения на любителей и профессионалов, подчеркивали, что они гордятся тем, что могут гоняться с лучшими гонщиками планеты, учиться у них, общаться после гонок на берегу.
При этом, конечно, чисто любительские экипажи должны получать свое признание, выделяться в параллельном зачете, пользоваться заслуженным уважением. В общем, дискуссия, которая невольно возникла в классе, способствовала прояснению ситуации в умах и правилах, и мой конкурент, потеряв основу для соперничества, снял свою кандидатуру в мою пользу. Мы подписали совместную декларацию и сегодня очень плодотворно работаем вместе. Поэтому выборы прошли на редкость мирно и 24 октября на ежегодном собрании ассоциации в Париже меня избрали единогласно все 31 страна и 5 офицеров класса.
— И что теперь?
— Как гласит итальянская пословица, «велосипед купил, теперь крути педали». Дел очень много, наш быстро меняющийся мир посылает всем множество вызовов. Дракон – не исключение. И хотя класс крайне устойчив, консервативен, он не может жить изолированно.
Во-первых, никогда еще было такой конкуренции классов, как сегодня. J80, J70,SB20, Melges 20, 24, 32,Farr-40, Swan-45 и Х-36… Все и не перечислишь. Недаром в парусе есть поговорка: хочешь стать чемпионом мира, создай свой класс.
Поэтому необходимо популяризировать Дракон, который раньше в рекламе не нуждался.
Во-вторых, общая проблема парусного спорта – увеличение среднего возраста яхтсменов. С одной стороны, это хорошо, потому что парус продлевает жизнь, а с другой, молодежь выбирает другие более модные и менее трудозатратные виды спорта. Поэтому молодежи в парусе – особое внимание. И Дракон ищет своих преемников.
В-третьих, календарь. У Дракона он один из самых насыщенных. Гоняться в Европе можно, практически каждую неделю. Ни в одном другом классе такой плотности соревнований нет. И достоинство диалектически переходит в недостаток: как при такой избыточности построить свой личный график?
Наконец, технический прогресс не стоит на месте и это влияет на качество материалов для судостроения и парусов, появляются новые, все более изощренные электронные приборы. Дракон, можно сказать, очень осторожен, консервативен в отношении новинок. Мы хотим, чтобы на этом самом распространенном в мире килевом монотипе выигрывали не за счет гонки вооружений, не за счет скоростей, как на современных классах, а прежде всего за счет опыта и интеллекта. И поэтому у класса хорошая перспектива. К нам всегда будут стучаться яхтсмены, которые хотят получать удовлетворение прежде всего от красивых и умных гонок, а не адреналин только от скорости. Хотя и в Драконе его хватает: пройдитесь в Кашкайше на 5-метровой океанской волне при 25 узлах и поймете, что даже наш длиннокилевой тихоход может летать!
— А какая самая главная оперативная задача?
— Чемпионат Европы 2016 в Санкт-Петербурге. Мы заявили его четыре года назад. Получили одобрение IDA. Теперь надо провести все на высоком уровне. Впервые Россия получила право на проведение столь престижной регаты. Мы ждем в гости 40 лучших европейских экипажей и еще 20 российских. Приедут и почетные гости: почетный вице-президент Принц Хенрик и его сын, наследник датской короны Принц Фредерик, президент класса король Константин. Проводит чемпионат Яхт-клуб Санкт-Петербурга и Российская ассоциация класса Дракон. И клуб, и ассоциация понимают всю важность и престижность регаты и сделают все возможное для ее успеха.
— Ну что же, желаем Вам успеха и на новом поприще, и в проведении Чемпионата Европы!
— Спасибо! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто поздравил меня с избранием. А также тех, кто помог мне в предвыборной борьбе: всех российских драконистов, секретаря Российской ассоциации класса Дракон Татьяну Курбатову, многочисленных друзей-яхтсменов практически со всего мира, болевших за исход выборов.